Вес мелкозернистого асфальтобетона в 1 м3

Бизнес

Плотность асфальта. Состав асфальта, ГОСТ, марки, характеристики

23 февраля 2017

В качестве одного из самых часто используемых дорожно-строительных материалов сегодня используется асфальт, ГОСТ которого предполагает необходимость соблюдения плотности и состава. На сегодняшний день известно несколько марок, разновидностей и типов данного материала. Основанием для классификации служат не только исходные компоненты, но и соотношение в составе их массовых долей. Подразделяется асфальт по категориям еще и по той причине, что составляющие могут иметь разную фракцию, что касается щебня и песка, а также степень очистки минерального порошка.

Состав

Состав асфальта предполагает наличие:

  • гравия;
  • щебня;
  • песка;
  • битума;
  • минерального порошка.

Что касается щебня, то некоторые разновидности данного покрытия не предусматривают его использования. Однако щебень или гравий необходимы, если осуществляется асфальтирование территории с учетом сильных кратковременных нагрузок и высокого трафика на покрытие. Упомянутые материалы при этом выступают в роли каркасообразующего защитного элемента.

В качестве обязательного исходного сырья используется минеральный порошок, он содержится в составе любых разновидностей и марок асфальта. Массовая доля этого порошка определяется с учетом требований и задач к вязкости. Если использовать минеральный порошок в большом объеме, то материал получит способность гасить колебания мостовых конструкций, не покрываясь трещинами.

Как было упомянуто выше, песок используется в большинстве марок и типов асфальта. Его качество определяется степенью очистки и способом получения. Материал может быть добыт открытым способом, в этом случае он предусматривает необходимость тщательной очистки. Краеугольным камнем индустрии является битум. Это продукт переработки нефти.

Массовая доля битума в большинстве сортов асфальта не превышает 5%. Однако при необходимости асфальтирование территорий, которые имеют сложный рельеф, битум может применяться в объеме до 10% и больше. Это сырье придает плотность и упругость смеси после затвердевания. Готовый состав легко распределяется по площадке, ведь он обладает текучестью.

Плотность и основные характеристики природного асфальта

Плотность асфальта – это одна из первых характеристик, которая интересует профессионалов и частных застройщиков. Природная его разновидность представляет собой легкоплавкую твердую массу чёрного цвета. На изломе материал может иметь тусклый или блестящий цвет.

Плотность асфальта составляет 1,1 г/см³. Температура плавления может изменяться в пределах от 20 до 100 °С. В составе содержится масло в объеме от 25 до 40%, а также смолисто-асфальтеновое вещество, которое может содержаться в объеме от 60 до 75%. Что касается элементного состава в процентах то он выглядит следующим образом:

  • C – 80—85.
  • Н – 10—12.
  • S – 0,1—10.
  • О – 2—3.

Плотность асфальта вам уже известна, однако эта характеристика не является единственной, которая интересует потребителей. Среди прочих особенностей следует выделить способ образования из остатков или фракций нефти в результате испарения лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза.

Видео по теме

Характеристики искусственного асфальта

Искусственный асфальт еще называется асфальтобетонной смесью. Он представляет собой уплотненный состав из минерального порошка, щебня, битума и песка. Встречается горячий асфальт, который укладывается методом уплотнения при воздействии температуры в 180 °С и больше. Если в процессе производства используется маловязкий битум, то укладка ведется при температуре в пределах от 40 до 80 °С. Если используется жидкий битум, то асфальт является холодным и уплотняется при температуре до -30 °С.

Основные марки асфальта и ГОСТ

Плотность асфальта крупнозернистого была упомянута выше, однако следует знать еще и о том, что процентное содержание ингредиентов в составе влияет на марки и типы асфальта. Сегодня общеприняты три разновидности, которые изготавливаются по ГОСТ 9128-2009. В этих стандартах можно узнать о возможности добавления присадок, которые повышают гидрофобность, морозостойкость, износоустойчивость и гибкость покрытия.

В составе асфальта марки 1 содержатся:

  • отсев;
  • песок;
  • щебень;
  • бетон;
  • минеральный порошок.

К этому покрытию относятся плотные материалы, в которых содержание щебня может изменяться в пределах от 30 до 60%. Сюда следует отнести высокоплотные, щебеночные высокопористые и пористые асфальты. Асфальт, ГОСТ которого должен быть учтен при производстве, может изготавливаться под маркой 2. В составе данного материала содержатся:

  • щебень;
  • бетон;
  • отсев дробления;
  • песок;
  • минеральный порошок.

К этой категории следует отнести высокопористые песчаные, пористые, а также плотные асфальты, в которых содержание щебня может изменяться от 30 до 50%, тогда как смесь из отсева дробления и песок может составить объем до 70%.

Плотность асфальта вам уже известна, однако необходимо знать ещё и о том, что существует марка асфальта 3, в ней содержатся:

  • отсев дробления;
  • песок минеральный;
  • порошок битума.

В этом случае речь идет о смесях, щебня и гравия в которых может содержаться в пределах от 30 до 50%.

Удельный вес и плотность асфальтобетона в 1 м3

Отсев дробления и песок содержатся в объеме от 30 до 70%.

Описание марок

Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Однако это не всё, что следует знать о свойствах. Например, асфальт марки 1 может быть высокопористым или плотным с высоким содержанием щебня. Областью использования данного покрытия выступает дорожное благоустройство и строительство. Что касается асфальта марки 2, то диапазон его плотности остается примерно таким же, но процентное содержание гравия и песка варьируется в широких пределах. Этот асфальт считается самым среднестатистическим. Применяется смесь для возведения автомобильных дорог, обустройства территорий, ремонта покрытий, а также формирования площадок и паркингов.

Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Но этот параметр не является единственным, который следует знать. Например, стоит упомянуть еще и о месторождении асфальта, которое распространяется на территории бывшего СССР, острове Тринидад, Венесуэлы, Франции и Канады. Смешиваясь с минеральными составляющими, среди которых гравий и песок, материал превращается в мощную кору на поверхности нефтяных озёр. Такое покрытие распространено в районах выхода и неглубокого залегания к поверхности земли нефтеносных пород.

Автомобили
Рейтинг автомобильных компрессоров: марки, характеристики, сравнения

Каждый профессиональный автомобилист сталкивался с проблемой, когда пробито колесо гвоздем или шурупом, который застрял в отверстии, а не разорвано на яме. До ближайшего шиномонтажа десяток километров, запаска спущена…

Автомобили
Антифриз Coolstream: марки, характеристики, отзывы

На современном рынке автохимии представлено столько компаний-производителей антифризов, что выбор не всегда простой. Один из популярных составов – антифриз Coolstream, которому будет посвящен данный материал.

Автомобили
Грузопассажирское авто: марки, характеристики

Что такое грузопассажирское авто сегодня? Огромный фургон, способный перевезти максимум груза с минимумом удобств? А вот и нет! Современное грузопассажирское авто обеспечивает максимум удобства для коммерческого испол…

Бизнес
Краска для дорожной разметки: ГОСТ, технические характеристики, расход

Для обеспечения безопасности и расширения пропускных возможностей автодорог на них наносится определенная маркировка. А чтобы она сохранялась в любых климатических условиях, применяется специальная краска для дорожной…

Домашний уют
Клей для газосиликатных блоков: расход на 1м3, марки, характеристики

Газосиликатные блоки — одни из самых популярных на современном рынке строительных материалов. Возведенные из них дома характеризуются долговечностью, привлекательным внешним видом и отличными эксплуатационными х…

Домашний уют
Перфоратор «Фиолент»: марки, характеристики, отзывы. Украинский машиностроительный завод «Фиолент»

Перед выбором какой бы то ни было техники необходимо определиться, какие задачи перед ней вы будете ставить. Не является в этом вопросе исключением и перфоратор, ведь он может обладать разной мощностью, возможностями,…

Домашний уют
Высоторез бензиновый: марки, характеристики. Обрезка деревьев

Высоторез бензиновый – удобное устройство, что применяется для удаления сучьев деревьев, придания кронам и кустарникам определенной формы. Эксплуатация механизированного инструмента дает возможность работать с з…

Домашний уют
Огнестойкий кабель: виды, марки, характеристики, назначение

Огнестойкий кабель уже много лет применяется в электроснабжении. Ранее он изготавливался на основе базальтовых нитей, стеклоткани, слюды и других материалов, не подверженных горению. Производство требовало больших вре…

Домашний уют
Шпаклевка для дерева для наружных работ: марки, характеристики, расход

Шпаклевка для дерева для наружных работ может быть приобретена в магазине или сделана самостоятельно. Некоторые полагают, что самодельная смесь не может быть лучше заводской. Если вы тоже имеете подобное мнение, то сл…

Домашний уют
Колодезный насос погружной: марки, характеристики, отзывы

Как выбрать колодезный погружной насос? Многие эксперты рекомендуют доверять только проверенным торговым маркам. Параметр производительности у маломощных моделей не превышает 230 куб. метров воды в час. Толкатели в ус…

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Уплотнение асфальтобетонного слоя

Категория:

   Строительство асфальтобетонных покрытий

Уплотнение асфальтобетонного слоя

Далее: Особенности обеспечения теплофизической надежности технологического процесса

Уплотнение — операция, в процессе которой асфальтобетонная смесь Деформируется сложным образом, приобретая определенную плотность.

Асфальтобетонные смеси следует уплотнять непосредственно после Укладки, начиная с той максимально возможной температуры, при которой она не сдвигается под воздействием катков.

Вес асфальтобетона. Плотность. Расход материала

Особенно это важно при Устройстве тонких слоев и в неблагоприятных погодных условиях, так как с повышением начальной температуры смеси увеличивается время ее уплотнения. Толстые слои дольше сохраняют рациональную температуру по Условиям их уплотнения.

Требуемое качество работ по уплотнению асфальтобетонной смеси может быть обеспечено только при выполнении минимально необходимой общей работы катков (число проходов) и при соблюдении рационального температурного режима смеси на каждом этапе уплотнения: предварительном, промежуточном и заключительном.

На смеси с высокой температурой каток будет «тонуть», образуя волны и трещины, а укатка остывшей смеси будет не только бесполезной, но может оказаться вредной из-за возможных разрушений щебня.

На эффективность уплотнения оказывает влияние соотношение толщины укладываемого слоя и максимального размера зерен заполнителя смеси. Если толщина слоя меньше двух максимальных размеров зерен смеси, то достичь требуемой плотности практически невозможно. Кроме того, поверхность слоя будет иметь неоднородную текстуру вследствие того, что выглаживающая плита асфальтоукладчика будет «тащить» за собой крупные зерна, образуя при этом продольные борозды.

Тип уплотняющего оборудования оказывает принципиальное влияние на степень уплотнения смеси. В практике строительства применяют три типа уплотняющего оборудования: катки статического действия с гладкими вальцами и на пневматических шинах, катки вибрационного действия (виброкатки).

Катки статического действия. Широкое распространение получили самоходные гладковальцовые катки статического действия, которые просты по конструкции и надежны в эксплуатации (табл. 10.14). Они классифицируются по массе: на легкие — 5—6 т; средние — до 8 т и тяжелые — более 10 т.

Важный фактор качества уплотнения слоя — назначение рациональных режимов работы катка: скорости движения и количества проходов по одному следу.

Чем быстрее движется каток, тем меньше времени он оказывает давление на смесь. В результате в ней могут не полностью развиться вязкопластичные деформации, определяющие величину изменения плотности после прохода катка.

Катки статического действия должны двигаться со скоростью 1,5-5 км/ч. При выполнении первых проходов принимается минимальная скорость движения 1,5—2,0 км/ч, на промежуточном этапе уплотнения — 3— 5 км/ч и на заключительном — 2-3 км/ч.

Синхронность работы асфальтоукладчика и катков обеспечивают изменением скорости укатки или числа проходов катка по одному следу в рекомендуемом диапазоне. Требуемое количество проходов зависит от типа смеси, ее температуры и толщины укладываемого слоя. Чтобы уточнить требуемое число проходов катка по одному следу, необходимо произвести пробную укатку слоя.

Катки на пневматических шинахчаще применяются на промежуточном этапе уплотнения асфальтобетонного слоя, иногда на предварительном и заключительном этапах. Уплотняющее воздействие катка на слой зависит от нагрузки на колесо, давления в шине и ее жесткости. Изменяя давление в шине, можно регулировать величину контактных давлений в зависимости от температурного состояния асфальтобетонной смеси и степени ее уплотнения.

Катки вибрационного действия (виброкатки). Эти катки могут работать в трех режимах: в режиме статического воздействия на уплотняемый материал (вибраторы отключены), в режиме комплексного воздействия (один валец оказывает на материал статическое воздействие, а второй — вибрационное) и в вибрационном режиме (вибраторы на обоих вальцах включены).

Виброкатки оказывают на уплотняемую смесь статическое и вибрационное воздействие. Статическое действие определяется массой, приходящейся на валец, а вибрационное — величиной возмущающей силы, обусловленной вращением эксцентриков. Эффективность уплотнения определяется колеблющейся массой вальца, амплитудой и частотой колебания.

Обычно величина амплитуды составляет 0,2-0,8 мм, а частота колебаний 25-58 Гц. Величина амплитуды колебания зависит от толщины уплотняемого слоя. При уплотнении тонких слоев (4-6 см) рекомендуется работать на малых амплитудах. С увеличением толщины слоя амплитуду колебания следует повышать.

Частоту колебания вибровальца назначают с учетом типа уплотняемой смеси, ее температуры и скорости движения катка. С ростом содержания щебня в асфальтобетонной смеси, а также рабочей скорости виброкатка рекомендуется увеличивать частоту колебания вальца.

Рекомендуемые скорости виброкатков: на начальном этапе уплотнения — 3—5, на промежуточном — 4—6 км/ч.

При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой (типов ДС-155, ДС-48, ДС-113, ДС-114) рекомендуется уплотнять смеси высокоплотного и плотного асфальтобетонов типов А и Б, а также пористого и высокопористого с содержанием щебня свыше 40% сначала гладковальцовым катком массой 10-13 т, катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6—8 т (4—6 проходов), а затем гладковальцовым катком массой 11—18 т (4—6 проходов); смеси плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также высокопористого песчаного, пористого и высокопористого с содержанием щебня менее 40% сначала гладковальцовым катком массой 6—8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2—3 прохода), а затем гладковальцовым катком массой 10-13 т (6-8 проходов), катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (4—6 проходов) и окончательно — гладковальцо-вым катком массой 11-18 т (3-4 прохода).

При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типов ДС-126А, ДС-143) следует уплотнять смеси плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40% и высокопористого песчаного сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода), затем катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов) или гладковальцовым катком массой 10—13 т (8—10 проходов), или вибрационным катком массой 6—8 т с выключенным вибратором (3—4 прохода) и окончательно — гладковальцовым катком массой 11—18 т (4—8 проходов).

Рис. 10.8. Схема уплотнения асфальтобетонной смеси катками:
а — при работе одним асфальтоукладчиком; б — двумя асфальтоукладчиками или одним на всю ширину покрытия; цифры в кружочках обозначают номера проходов катка; заштрихованная часть — уложенное покрытие

Уплотнение асфальтобетонной смеси должно выполняться при рациональном температурном режиме. При укладке полосы из смеси типов А и Б первые проходы катка необходимо производить сразу же за асфальтоукладчиком. Смеси типов В, Г и Д начинают уплотнять с некоторым перерывом, продолжительность которого определяется способностью слоя смеси выдерживать уплотняющую нагрузку не сдвигаясь.

Для достижения однородной плотности смеси по всей ширине асфальтобетонной полосы применяют такую схему укатки, которая обеспечивает равномерное распределение уплотняющих воздействий по ее ширине (рис. 10.8). При этом необходимо соблюдать равную величину перекрытия проходов катка.

Читать далее: Особенности обеспечения теплофизической надежности технологического процесса

Категория: — Строительство асфальтобетонных покрытий

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Устройство асфальтобетонного покрытия технологическая карта. Смесь асфальтобетонная вес 1 м3

Асфальтобетонный завод ООО «Дельта» производит различные асфальтобетонные смеси, необходимые для строительства и ремонта дорог. Вся выпускаемая продукция соответствует требованиям стандартов и технических условий по производству горячих асфальтобетонных смесей, предусмотренных ГОСТ 9128-2009 и ГОСТ 31015-2002 и имеет необходимые сертификаты. Качество выпускаемой продукции контролирует собственная аттестованная лаборатория. Производительность нашего асфальтобетонного завода  до 160 тн в час. Наша компания заинтересована в установлении долгосрочных, взаимовыгодных отношений с потенциальными партнерами, поэтому мы предлагаем каждому нашему партнеру индивидуальные условия работы и гибкую систему скидок в зависимости от договорных объемов.

Прайс-лист

на асфальтобетонные смеси, выпускаемые асфальтобетонным заводом

ООО «Дельта»

Наименование

Стоимость руб. за 1 тн, в том числе НДС 18%
А/б смесь горячая пористая из фракционного щебня с плотностью каменных пород 2.5-2.9 т/м3 2955,91
А/б смесь для горячей укладки типа Б из фракционного щебня (гравия) с плотностью каменных материалов 2.5-2.9 т/м3 3701,85
А/б смесь для горячей укладки типа Б с добавкой Vialux плотной из фракционного щебня (гравия) с плотностью каменных материалов 2.5 -2.9 т/м3 4824,84
А/б смесь плотная песчаная горячая тип В 3623,47
Мелкозернистая щебнемастичная асфальтобетонная смесь (ЩМА-15) с добавкой Topcel 4856,98
Мелкозернистая щебнемастичная асфальтобетонная смесь (ЩМА-15) с добавкой Vialux 5209,34
Черный щебень для горячей укладки из камня осадочных пород фракция щебня 10-15 мм с применением битума плотностью каменных материалов 2.5-2.9 т/м3 2533,83

При добавлении в асфальтобетонную смесь адгезионной присадки АМДОР-10, присадка оплачивается дополнительно из расчета: 185,00 руб. с НДС 18% за 1 кг присадки (На 1 тн асфальтобетонной смеси используется 0,17 -0,24 кг присадки).

Прайс лист

На приготовление асфальтобетонных смесей, выпускаемых асфальтобетонным заводом ООО «Дельта»

Наименование

Стоимость руб. за 1 тн, в том числе НДС 18%
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип Б 799,30
Асфальтобетонная смесь крупнозернистая 730,80
ЩМА 1160,25
Асфальтобетонная смесь мелкозернистая тип Г 949,20

При добавлении в асфальтобетонную смесь адгезионной присадки АМДОР-10, присадка оплачивается дополнительно из расчета: 160,00 руб. с НДС 18% за 1 кг присадки (На 1 тн асфальтобетонной смеси используется 0,17 -0,24 кг присадки).

Цены указаны на 30 января 2013 г.

Асфальтобетоны состав и свойства

Смесь асфальтобетонная состоит из оптимально подобранных:

минеральных материалов: щебня (либо гравия), песка (природного или дроблёного) с тонкодисперсным минеральным порошком (либо без него);

органического вяжущего материала: битума (раньше также использовался дёготь, но был запрещён к применению в черте города, а позже и вовсе исключён из производства).

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны по виду минеральной составляющей (каменного материала) разделяются на щебеночные (состав: щебень, песок, минеральный порошок, битум), гравийные (гравий, песок или песчано-гравийный материал, минеральный порошок и битум) и песчаные (песок, минеральный порошок, битум).

Асфальтобетонные покрытия по сравнению с другими видами покрытий обладают рядом положительных свойств, к которым в первую очередь можно отнести прочность, устойчивость к воздействию климатических факторов и воды, гигиеничность, так как они не пылят и легко очищаются от наносной пыли и грязи, имеют ровную поверхность, медленно изнашиваются. Асфальтобетон поглощает звук от движущегося транспорта, что уменьшает шум в городах и населенных пунктах. Технология устройства асфальтобетонных покрытий допускает механизированное строительство. К недостаткам следует отнести старение органических вяжущих, а следовательно, и самих бетонов, изменение свойств от температуры (от пластического состояния до хрупкого), практически невысокую долговечность покрытия, зависимость выполнения работ от климатических условий.

К основным свойствам асфальтобетона относят: предел прочности при сжатии и растяжении, водостойкости, химическую стойкость, удобообрабатываемость.

Прочность при сжатии определяют на гидравлических прессах при температуре 50, 20 и 0°С. С повышением температуры прочность асфальтобетона понижается. С увеличение вязкости битума в пределах рекомендуемых марок дорожных битумов прочность асфальтобетона увеличивается.

Кроме испытания на сжатие, цилиндрические образцы испытывают на сжатие по образующей – «бразильский метод», создавая давление на боковую поверхность образца. Такое испытание отражает предельное сопротивление материала растягивающим напряжениям.

Прочность асфальтобетона при растяжении в 6-8 раз меньше, чем прочность при сжатии. Предел прочности асфальтобетона при сжатии и растяжении во многом зависит от сцепления и внутреннего трения минеральных зерен между собой. Внутреннее трение зависит от величины поверхностного соприкосновения зерен в единице объема, а сцепление – от силы прилипания вяжущего к поверхности минеральных частиц и толщины битумной пленки.

Применение щебня, искусственного песка (вместо гравия и природного песка) повышает величину трения, а следовательно, и прочность асфальтобетона. Независимо от состава и качества исходных материалов на прочность асфальтобетона оказывает существенное влияние степень уплотнения смеси непосредственно в покрытиях.

Водостойкость. При взаимодействие асфальтобетона с водной средой изменяются его структурно-механические свойства – прочность, пластичность и др.

Асфальтобетоны, приготовленные с использованием основных горных пород и шлаков, имеют большую водоустойчивость, чем приготовленные с использованием кислых пород. На качество асфальтобетона значительное влияние оказывает влажность свежеприготовленной смеси: чем она выше, тем качество асфальтобетона хуже. Применение сухих и чистых материалов повышает водостойкость асфальтобетона. Минеральные материалы, обработанные активатором (известь, поверхностно-активные добавки, малые дозы дегтя), также способствуют повышению водостойкости асфальтобетона.

Химическая стойкость – способность асфальтобетона сохранять постоянный групповой состав вяжущего материала. Химическая стойкость отражает способность асфальтобетона и, в частности, его вяжущей части сопротивляться процессам старения. Процессы старения, изменение группового состава битума возникает под влиянием окисления, свата, нагревания, испарения легких фракций и др. Старение вяжущего материала снижает эксплуатационные качества асфальтобетонного покрытия, делая его более хрупким, а поэтому новее стойким к ударным нагрузкам и пониженным температурам окружающего воздуха. Старение асфальтобетона и его вяжущего компонента проверяется методами тепловой обработки или длительного прогрева, испытанием образцов на погодоустойчивость в натурных и искусственных условиях.

При проектировании следует строго учитывать условия, в которых будет работать асфальтобетон, так, например, присутствие минеральных солей в воде (сульфат магния, натрия) даже в малых количествах, например до 1%, может сравнительно быстро разрушить структуру асфальтобетона.

Удобоукладываемость. Свойства асфальтобетона во многом зависят от качества приготовленной и уплотненной смеси. Смесь, предназначенная к укладке в горячем состоянии, должна иметь хорошую удобоукладываемость. Существенное влияние на подвижность смеси оказывает вязкость битума. Чем больше вязкость битума, тем менее подвижна будет смесь и тем больше потребуется механических усилий для ее оптимального уплотнения. Подвижность и рыхлость асфальтобетонной смеси зависят от ее структуры, количества битума и качества минерального порошка. Смесь, обладающая хорошей удобоукла-дываемостью, равномерным слоем распределяется асфаль-тоукладчиком, быстро формируется при уплотнении.

84. Старение битума.Под воздействием атмосферных факторов – температуры, света, воздуха и воды– происходят изменения физических свойств и химического состава битумов. Их составные части изменяются, переходя частично из одних видов в другие: масла переходят в смолы, смолы в асфальтены. Но процесс превращения масел в смолы идет значительно медленнее, чем превращение смол в асфальтены. Таким образом, с течением времени в битуме происходит увеличение количества асфальтенов. Количество же смол, придающих битуму пластичность, тягучесть, со временем уменьшается. По мере накопления асфальтенов постепенно теряются пластические свойства битума и увеличивается его хрупкость. Этот процесс называется старение битума.

При наблюдении за битумом, хранящимся длительное время на открытом воздухе, можно видеть внешние изменения: битум становится более светлым, с матовой поверхностью, на которой образуются складки, трещины, наблюдается деформация.

В результате длительного воздействия атмосферных факторов происходит процесс окисления битума за счет присоединения кислорода воздуха и полимеризации.

Сколько весит асфальт

В связи с этим изменяются свойства битума: увеличивается вязкость, повышается температура размягчения и уменьшается растяжимость.

В связи с тем, что происходит старение битума, также происходит и старение асфальтобетона, что значительно ухудшает свойства дорожных покрытий. Повышающаяся с течением времени хрупкость битума делает асфальтовый бетон также более хрупким. В частности, он в значительной степени теряет способность к восприятию растягивающих напряжений. При этом в асфальтобетонном покрытии при резких понижениях температуры в зимнее время наблюдается образование трещин. Повышенная хрупкость асфальтового бетона усиливает процесс его выкрашивания, что снижает срок службы покрытия.

Битумы, подвергавшиеся длительному нагреву при высоких температурах, оказываются, как правило, менее стойкими против старения.(старение битума) Установлено, что образцы из смесей с более высоткой температурой во время перемешивания (170–190°С) обнаружили после длительного хранения наибольшее увеличение прочности на сжатие, а следовательно, и наиболее интенсивное нарастание хрупкости.

О том, насколько влияет длительный нагрев на старение битума, показывают и данные И. А. Уска. Изменения свойств битумов после десятилетнего хранения характеризуются сравнительно небольшими величинами. Но те же битумы, предварительно подвергнутые нагреву (в связи с определением потери в весе), показали после десятилетнего хранения значительно большие изменения свойств.

Большие изменения свойств битума происходят при нагреве битумоминеральных композиций. В этом случае некоторые минеральные материалы выполняют роль катализаторов, в присутствии которых окислительные реакции протекают более интенсивно.

Рассматривая изменение свойств битума и битумоминеральных смесей во времени, можно отметить два основных периода. До определенного времени процессы старение битума могут быть охарактеризованы лишь как процессы упрочнения структуры улучшается сцепление битума с поверхностью минеральных зерен (кислотное число, у битума возрастает), вследствие чего повышается водоустойчивость и морозоустойчивость асфальтового бетона. Повышение вязкости битума в этот период приводит к оптимальному повышению прочности и деформационной устойчивости асфальтового бетона. Затем наступает период, к которому уже с полным правом применим термин «старение битума»: в связи с повышением хрупкости битума уменьшается сцепление, приводящее к снижению коррозионной устойчивости покрытия, а вследствие чрезмерной жесткости в нем чаще появляются трещины.

Битумы, как и битумоминеральные композиции, различаются по соотношению продолжительности этих периодов. У наиболее устойчивых против старения битумов первый период длится достаточно долго и практически соизмерим со сроками службы асфальтобетонных покрытий. Для покрытий с битумами, не устойчивыми против старения уже через год-два, может наступить период интенсивного старения.

В связи с тем, что старение битума происходит достаточно быстро, они наиболее «чувствительны» к нагреву, это должно учитываться в технологическом процессе приготовления асфальтобетонной смеси: температура нагрева минеральных материалов и битума, а также продолжительность нагрева битума должны быть, насколько это возможно по условиям производства работ, снижены.

Замедление старения покрытия может быть также достигнуто применением асфальтового бетона повышенной плотности (с минимально допускаемой остаточной пористостью), а также периодически возобновляемой поверхностной обработкой покрытия. Уменьшение циркуляции воздуха и воды в асфальтобетонном покрытии резко замедляет процесс окисления битума.

Большое влияние на интенсивность старение битума оказывает способ производства битумов. Большой стабильностью отличаются битумы, окисленные в диспергированном состоянии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *