Установка арматуры для фундамента

§ 6. Монтаж ненапрягаемой арматуры

            На складе арматурно-сварочного предприятия изделия должны быть подготовлены к транспортированию. Стержни связывают в пучки, сетки и каркасы — в пакеты массой в 60 кг и более, опалубочно-арматурные блоки раскрепляют схватками. Каждую партию изделий, снабжают биркой, в которой указывают наименование конструкции, номер чертежа и изделия, количество, массу и другие данные. На каркасах, в узлах сварки и в конструктивно прочных узлах блоков краской отмечают места строповки. Их следует размещать так, чтобы при подъеме не повредить конструкцию каркаса и придать ему положение, требуемое для установки.

            Комплекты арматуры доставляют на объекты автомашинами или на железнодорожных платформах. Изделия, длина которых превышает длину кузова более чем на 1,5 м, перевозят на автомашинах с полуприцепами. Крупные пространственные каркасы при необходимости разрезают на блоки, свариваемые в последующем на строительной площадке.

            Транспорт с арматурой подают под крюк крана или на приобъектный склад, на котором рекомендуется иметь трехсменный запас арматуры. Складывают арматуру с учетом порядка подачи ее к месту монтажа. Каркасы, подлежащие укрупнению, выгружают на площадку укрупнительной сборки, расположенную в зоне действия монтажного крана.

            Монтаж арматуры начинают после проверки опалубки (ее прочности, устойчивости и соответствия проектным размерам). Если арматуру монтируют до установки опалубки (в фундаментах, колоннах, стенах и других конструкциях), фиксируют правильность устройства основания, стыковых поверхностей и др.

            Перед установкой каркаса ремонтируют повреждения, образовавшиеся при транспортировании. Опалубочно-арматурные блоки оснащают закладными и накладными деталями и болтами (согласно проекту), а также вкладышами для создания правильного положения арматуры в блоке.

Кроме того, надо обеспечить неизменное проектное положение арматурных стержней и каркасов по отношению к   опалубке и надлежащую толщину защитного слоя бетона, т. е. расстояние между внешними поверхностями арматуры и бетона. Правильно устроенный защитный слой надежно предохраняет арматуру от корродирующего воздействия внешней среды. Толщина защитного слоя в фундаментах, бетонируемых на подготовке, должна быть не менее 35 мм, без подготовки — 70 мм. В колоннах и балках при диаметре стержней арматуры до 20 мм защитный слой должен составлять не менее 20 мм, а при большем диаметре стержней — до 30 мм.

Шаг арматуры в ленточном фундаменте

Если конструкцию армируют изделиями из фасонного проката, толщину защитного слоя принимают равной 150 мм. В плитах и стенах толщиной до 100 мм защитный слой 15 мм, а при толщине плит 50 мм — не менее 10 мм. Расстояние между стержнями продольной арматуры горизонтальных или наклонных элементов должно быть в свету не менее диаметра стержней (25 мм для нижней и 30 мм для верхней арматуры).

            Для фиксации положения арматуры и толщины защитного слоя к стержням вязальной проволокой подвязывают бетонные подкладки с выпусками или фигурные подставки из металла. Запрещается применение подкладок из обрезков арматуры, щебня, деревянных брусков.

            Готовые арматурные сетки для фундаментов под колонну укладывают краном на бетонные подкладки, обеспечивающие образование защитного слоя. К сетке приваривают нижние концы коротышей арматурных выпусков, служащих для крепления к ним арматурного каркаса колонны.

            Монтаж арматурно-опалубочных блоков подколонников начинают с разметки осевых линий и фиксации положения осей (рисками на фундаменте и гвоздями на опалубке); затем к верху каждой стороны блока крепят инвентарные расчалки и стропят блок к крюку крана самобалансирующейся траверсой. Подняв блок, его разворачивают и наводят так, чтобы осевые риски на нем совпали с осевыми рисками на уступе фундамента или

его опалубки. Блок опускают, проверяют по натянутой над ним проволоке положение осей, а отвесом — вертикальность установки (при этом монтажными ломиками рихтуют блок в проектное положение), после чего закрепляют расчалками к инвентарным якорям, забиваемым в грунт.

            Арматуру балок, ригелей и прогонов монтируют из готовых сварных каркасов. Тяжелые каркасы поднимают и устанавливают кранами, легкие — вручную. Концы каркаса заводят за выпуски арматуры колонн или стоек и крепят к ним. Если арматурный блок собирают из плоских сварных каркасов, их поочередно опускают в опалубку балок и закрепляют в нужном положении, сваривая поперечные прутья.

            Арматурные блоки колонн массой более 70 кг монтируют краном, пользуясь полуавтоматическими стропами. Готовые каркасы колонн небольшой массы устанавливают, кантуя вручную, в короб опалубки, открытый с одной стороны. Стержни каркаса прихватывают электросваркой к выпускам арматуры. После освобождения крюка крана приваривают стержни к выпускам или закладным деталям. Короб опалубки, открытый с одной стороны, подают краном и кантованием наводят на каркас. В некоторых случаях каркас колонн собирают из готовых плоских элементов, соединяемых сваркой на месте монтажа.

            Если арматуру колонн вяжут на месте из отдельных стержней, в открытый с одной из двух сторон короб опалубки один арматурщик устанавливает вертикальные стержни и хомуты, а второй привязывает проволокой хомуты к стержням, выправляет выпуски арматуры нижележащих колонн или фундаментов и привязывает к ним стержни каркаса колонны.

            Установка арматуры плит между балками или прогонами заключается в раскладке на опалубке плоских сварных сеток (или раскатке рулонных сеток), которые закрепляют в проектном положении по разметке, сделанной на опалубке. Отгибы арматуры сеток при диаметре стержней до 10 мм делают на месте, пользуясь ключом.

            Арматуру стен резервуаров собирают без опалубки из стержней диаметром 16 мм и более. При меньшем диаметре стержней надо предварительно устанавливать одну из стенок опалубки.

            Арматуру арок обычно собирают на месте. Если высота каркаса превышает 600 мм, сборку ведут на днище без боковых щитов опалубки.

Стержни рабочей арматуры периодического  профиля  рекомендуется  рас-

полагать в одной плоскости.

            Стержни диаметром 16…20 мм в каркасах сваривают с помощью накладок или впритык, стержни диаметром более 20 мм — ванной сваркой на желобчатых подкладках.

            Для стыкования вертикальных стержней удобны бессварочные соединения с помощью прямоугольных муфт, одна сторона которых после установки заклинивается.

Крестовые пересечения стержней крепят пружинными замками.

Арматура. Производство установка натяжение арматуры. Монтаж арматуры

Арматурную сталь подразделяют на ненапрягаемую и напрягаемую. … Монтаж арматуры. До начала монтажа должна быть установлена, проверена и принята опалубка с …
bibliotekar.ru/spravochnik-3/29.htm

Ненапрягаемая арматура — стержневая арматура и обыкновенную …

В качестве ненапрягаемой арматуры следует преимущественно применять … Если возможен монтаж конструкций при расчетной зимней температуре ниже -40’С, …
bibliotekar.ru/spravochnik-70/61.htm

Классификация и сортамент арматурной стали. Горячекатаная …

Арматура. Производство установка натяжение арматуры. Монтаж арматурыНенапрягаемая арматура — стержневая арматура и обыкновенную … АРМАТУРА. …
www.bibliotekar.ru/spravochnik-122-beton-zhelezobeton/23.htm

ЗАГОТОВКА АРМАТУРЫ. Стыки арматуры

Арматура. Производство установка натяжение арматуры. Монтаж арматуры … В качестве ненапрягаемой арматуры следует преимущественно применять стержневую …
www.bibliotekar.ru/spravochnik-128-stroitelnye-raboty/210.htm

Прочность фундамента зависит от многих факторов, но огромную роль в надежности и долговечности основания играют: грамотно подобранная арматура, качество бетона и правильная вязка армирующего каркаса.

Даже самая мощная арматура не справится с нагрузками, если вязка произведена с нарушениями технологического процесса.

Подготовка арматуры и выбор способа вязки

Прежде всего, вся конструкция должна быть скреплена не менее чем на 50% всех перекрестий, но чем больше соединений, тем надежней конструкция в целом (см. Расчет арматуры для ленточного фундамента).

Перед началом сборки каркаса следует подготовить арматуру, нарезать ее по размерам, очистить от ржавчины, масляных пятен и загрязнений.

Напомним, какую арматуру использовать для фундамента:

  • для продольного армирования ленточного фундамента используется ребристая арматура, поперечное армирование выполняется гладкой арматурой;
  • для плитного фундамента требуется исключительно арматура с периодическим сечением;
  • для столбчатых и свайных оснований вертикальные пруты должны быть ребристыми.

Более подробно смотрите тут: Какую арматуру использовать для ленточного фундамента?

Ребра – насечки увеличивают площадь сцепления арматуры с бетоном.

После того как подготовительные работы завершены, нужно выбрать способ вязки арматуры:

  • Прутки можно соединить с помощью специальных пластиковых хомутов, этот метод предполагает, что по каркасу не будут ходить, бетон следует заливать с особыми предосторожностями, чтобы не повредить геометрию каркаса.
  • Для крепления композитной арматуры предусмотрены специальные соединительные элементы различных конфигураций, которые легко крепятся и прочно держат все составляющие конструкции.
  • Очень часто для изготовления армирующего каркаса используется сварка. Если арматура диаметром до 24 мм, то пригодна точечная сварка соединений, пруты большим диаметром крепятся дуговой сваркой (см. Диаметр арматуры для ленточного фундамента). Этот способ значительно ускоряет процесс сборки, но контактная сварка заметно снижает прочность закаленных прутков. Места стыков становятся уязвимы для нагрузок.
  • Соединение арматуры с помощью вязальной проволоки является самым трудоемким, но и самым надежным способом крепления конструкции. Для этого используется специальная проволока, диаметром 0,8 – 1,2 мм, которая продается в рулонах. Ее следует нарезать на куски 20 – 30 см, а для скручивания подготовить специальный крюк или плоскогубцы.

    Проволоку складывают в 2 слоя, обматывают соединения, затем крюк просовывают в петлю, и скручивают концы проволоки между собой на несколько оборотов. Значительно облегчить этот процесс можно с помощью специального пистолета.

Техника вязки своими руками

После того как котлован, траншея или скважина выкопаны и завершены все подготовительные работы:

  • дренаж;
  • подведение коммуникаций;
  • гидроизоляция;
  • песчаная и щебеночная подушка.

Можно приступать к сборке армирующего каркаса. Если с армированием столбов все предельно понятно, сначала изготавливается каркас, а затем он опускается в подготовленную скважину или яму, то ленточный или плитный фундамент изготавливается в несколько этапов и требует некоторых знаний. Как правило, в частном строительстве устройство металлической конструкции ведется перед или одновременно с монтажом опалубки. Вязка арматуры происходит прямо в траншее.

  1. По углам и по периметру в землю вбивается опорная арматура, отвесами проверяется вертикальность прутов.
  2. На дно, по всей длине укладываются кирпичи, специальные пластиковые подставки или бутовый камень, эта мера позволяет обеспечить необходимый зазор для бетонной подушки. Кирпич следует уложить на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить провисание арматуры. Нельзя использовать белый силикатный кирпич. Вместо этого иногда по периметру вбивают металлические штыри или балки, но агрессивная среда грунта и коррозия со временем разрушают такие опоры, а это ведет к ослаблению фундамента в целом. К тому же, если грунт слабый, то штыри расшатываются и усложняют вязку арматуры.
  3. На каменное основание производится укладка арматуры нижнего продольного слоя. По углам ее рекомендуется загибать на соседнюю стену, не менее чем на 25 см. Пруты крепятся между собой и к опорам. Обязательно проверяется горизонтальность слоя.
  4. Затем, на опоры устраивается верхний продольный слой, который фиксируется вертикальной и горизонтальной поперечной арматурой. Оптимальная ширина ячеек между прутками 150-400 мм. Гладкая арматура подгибается для прочности конструкции.

    Бетонирование фундамента и монтаж арматуры

    Рекомендуется как можно чаще проверять горизонтальность каркаса.

Видео-инструкция

Поперечную арматуру можно не нарезать на отдельные куски, а изогнуть в подобие прямоугольников со скругленными углами. Для этого нарезается гладкая арматура, размером равным периметру каркаса. Затем берется швеллер, отрезается кусок равный сторонам ячейки. В швеллере прорезаются канавки, чтобы зафиксировать прут. Затем на прут надевается труба, таким образом, получается самодельный рычаг, который помогает согнуть арматуру. Этот способ позволяет изготовить прямоугольник с относительно равными краями, что значительно увеличивает шансы и облегчает создание правильной геометрии каркаса.

Вязка арматуры для каркаса фундамента процесс трудоемкий и требующий многократной и тщательной проверки вертикальности и горизонтальности линий, поэтому рекомендуется четко отладить процесс, перед тем как зафиксировать прут, счищать с него ржавчину, при необходимости выпрямлять кувалдочкой. Проволоку следует закручивать плотно, но не жестко, чтоб не порвать. Последующее применение погружного вибратора для трамбовки бетона накладывает дополнительную ответственность на качество вязки армирующего каркаса, старайтесь использовать только качественные материалы, и скрепить как можно большее количество перекрестий. После того, как монтаж арматурного каркаса завершен, необходимо счистить с него грунт и другие загрязнения, этим вы продлите жизнь не только фундамента, но и всего строения.

Читайте также: Схема армирования ленточного фундамента, Армирование монолитной плиты фундамента, Марка бетона для ленточного фундамента

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *