Качество асфальтового покрытия

Асфальтовое покрытие: достоинства и недостатки. Срок службы асфальтобетонного покрытия

Лабораторные испытания асфальта на АБЗ Линт

Наверх

Подбор оптимальной асфальтобетонной смеси – задача не из легких. АБЗ Линт готов предложить свои услуги в этом. В нашей лаборатории проводятся различные виды проверок местности и грунта. Комплексное испытание асфальтобетона позволит найти необходимое решение для каждого дорожно-строительного объекта. Полноценное устройство полотна невозможно без целого ряда лабораторных анализов. Мы осуществляем испытания различных инертных материалов – песка, щебня и минерального порошка на соответствие ГОСТам.

с 12 апреля 2018г.

Лабораторные испытания асфальтобетона по госту Стоимость работ вкл. НДС (18%) руб
Испытание пробы щебня с определением марки по дробимости (ГОСТ 8269-87) с составлением заключения 6870
Испытание пробы строительного песка (ГОСТ 8735-88) с заключением 4240
Испытание минерального порошка (ГОСТ Р 52129-2003) с заключением 6500
Испытания органических вяжущих (битумов) с составлением заключения:
— определение пенетрации (ГОСТ 11501-78)
— определение температуры размягчения КиШ (ГОСТ Р 11506-73)
— определение температуры хрупкости по Фраасу (ГОСТ 11507-78)
— определение растяжимости (дуктильности) (ГОСТ 11505-75)
1060
2120
3500
3500
Метод определения сцепления битума с мрамором и песком (ГОСТ 11508-78) 3500
Испытание асфальтобетонной смеси, взятой из смесителя (ГОСТ 12801-98) с составлением заключения:
— определение водонасыщения
— определение предела прочности при сжатии R50, 20
— определение средней плотности
6900

Испытание ЩМА (ГОСТ 31015-2002) с заключением:
— без определения сдвигоустойчивости
— с определением сдвигоустойчивости
10600
14420
Определение зернового состава а/б смеси с заключением:
— методом выжигания (ГОСТ 12801-98)
— методом экстрагирования (ГОСТ 12801-98)
6360
14840
Испытание кернов, вырубок с предварительной распиловкой на образцы (1 керн) (ГОСТ 12801-98) 10000
Определение показателей сдвигоустойчивости асфальтобетонных смесей (ГОСТ 12801-98) 3820
Работы по отбору одного образца кернов (вырубок) из асфальтобетонного покрытия (СНиП 3.06.03-85) 3000
Составление заключения до 3-х вырубок:
— свыше 3-х вырубок:
— свыше 10-ти вырубок:
1800
3300
5300
Выезд лаборатории на объект до 30 км
— до 50 км
3200
5300

Лабораторным анализам подвергаются и вяжущие органические вещества, включая определение пенетрации.

Испытание асфальтобетона из смесителя

Готовые асфальтобетонные смеси также проходят проверки.

5.7. Технический контроль качества работ при устройстве асфальтобетонных покрытий

Качественные лабораторные испытания асфальта, взятого из смесителя на производственной линии, проводятся по соответствующему стандарту. Произведенный материал оценивается по ГОСТ 128-98.

Определение зернового состава асфальтобетонной смеси осуществляется методом выжигания. Испытания кернов и вырубок также важно для полноценного строительства дорожного полотна. На качество устройства покрытий дорог влияет и определение показателей сдвигоустойчивости. Эти виды проверок проводят по ГОСТ 12801-98.

Испытание ЩМА в лабораторных условиях

Проверок качества грунта, асфальтобетонных смесей, их составляющих, других веществ и материалов множество. Испытание ЩМА является одним из основных и проводится в соответствии с ГОСТ 31015-2002. Стоимость каждого вида работ указана с учетом НДС.

АБЗ Линт гарантирует качество выполняемых лабораторных исследований. Для забора проб грунта выезжает специальная мобильная бригада с необходимым оборудованием на базе автомобиля типа «минивен».

В помещениях стационарной лаборатории размещены современные приборы для анализов и испытаний разных материалов. Наши лаборанты являются специалистам, обладающими необходимой квалификацией и опытом работы.

Клиенты завода могут заказать комплексные исследования или отдельные виды испытаний. Стоимость работ конкурентная наряду с высоким качеством исполнения это гарантирует хороший результат лабораторных анализов на приемлемых условиях.

В лаборатории нашего завода достаточно материальных средств для решения сложных задач с целью исследования асфальтов на соответствие стандартам!

Технология асфальтирования

Общие сведения о керне

Керн (в дорожном строительстве) — образец асфальтобетона, цементобетона или другого материала, имеющий цилиндрическую форму и извлекаемый из одного или нескольких слоев дорожной конструкции путем бурения.

Отбор кернов осуществляется с целью контроля качества работ по асфальтированию, а также определения физико-механических характеристик асфальтобетона (толщины асфальтированного слоя, степени уплотнения и т.д.).

Кернение — процесс отбора кернов в дорожном покрытии.

Альтернативным способом отбора проб в асфальтированном покрытии является получение вырубок.

Проверка качества асфальта

Вырубки, в отличие от кернов, имеют не цилиндрическую, а параллелепипедную или кубическую форму.

Цель отбора кернов

В отличие от неразрушающих способов контроля, осуществляемых непосредственно на месте проведения дорожных работ (например, с помощью радиометрического зондирования), отбор кернов и их последующий анализ в лаборатории позволяет получать существенно больший объем данных как по качеству работ (качеству подгрунтовки перед асфальтированием, качеству укладки и уплотнения асфальта), так и по характеристикам самого асфальтобетонного материала.

Таким образом, основной целью отбора кернов является оценка и контроль качества дорожных работ и материалов при устройстве асфальтобетонных покрытий. В зависимости от вида дорожных работ с помощью отбора кернов решаются следующие задачи:

  • контроль качества уложенной асфальтобетонной смеси;
  • контроль степени сцепления между слоями;
  • определение толщины слоев покрытия из асфальтобетона;
  • определение плотности асфальтобетона;
  • определения водонасыщения асфальтобетона;
  • определение предела прочности на сжатие;
  • анализ зернового состава асфальтобетонной смеси.

Необходимость в отборе кернов для проведения лабораторных исследований чаще всего возникает в следующих случаях:

  • На начальном этапе строительства дороги при подборе оптимального состава асфальтобетонной смеси для асфальтирования различных слоев дорожного основания и дорожного покрытия.
  • Для оценки степени разрушения существующей дорожной одежды и перспективы его безопасной эксплуатации.
  • При разногласиях между заказчиком и подрядчиком. Лабораторное исследование кернов позволяет определить отклонение от нормативов при строительстве, выявить нарушение технологии, обнаружить несоответствие между заявленными в смете материалами и фактически использованными при асфальтировании. Результаты лабораторного анализа кернов могут быть использованы в судебной практике.

Технология и общие правила отбора кернов

В зависимости от типа асфальтобетонной смеси керны отбираются следующим образом:

  • в асфальтированных слоях из горячих и теплых асфальтобетонных смесей отбор кернов производится не ранее чем через 1-3 суток после их устройства;
  • в слоях из холодных асфальтобетонных смесей — не ранее чем через 15 суток после их устройства;
  • в слоях из асфальтополимербетонных смесей — не ранее чем через 24 часа после их устройства;
  • в слоях из щебеночно-мастичных смесей — не ранее чем через 24 часа после их устройства.

Отбор керна осуществляется на расстоянии не менее 1 метра от края покрытия или оси дороги и не менее 0,2 м от шва. Отбор кернов выполняют на всю толщину покрытия с дальнейшим разделением слоев в лаборатории.

Отбор производится из расчета: 1 проба с каждых 3000 м2 или 3 пробы с каждых 7000 м2 покрытия. Отбор кернов из асфальтобетонных покрытий внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, наружных лестниц, пандусов и отмосток производится из расчета: не менее одной пробы с площади не более 2000 м2. На участках, расположенных в непосредственной близости от полос сопряжения, пробы отбирают на полосе движения (не ближе 1 метра от сопряжения).

Размеры и количество кернов, которые отбирают с одного места, устанавливают исходя из количества образцов, которые требуются для испытаний. Диаметр кернов должен быть не менее:

  • 50 мм — для проб из песчаного асфальтобетона;
  • 70 мм — для проб из мелкозернистого асфальтобетона;
  • 100 мм — для проб из крупнозернистого асфальтобетона.

Из тонкослойных покрытий керны отбирают вместе с нижним слоем и затем на станке для резки кернов отделяют нижний слой. При отборе кернов, тонкослойное покрытие не должно отделяться от нижележащего слоя без приложения усилий.

Качество асфальтогранулобетонного покрытия (при восстановлении асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации) определяют по кернам диаметром 10 см, выбуренным из регенерированного слоя через 7 суток после его устройства. Керны отбирают в шахматном порядке по одному на каждые 1000 м регенерированного слоя, включая недоуплотненные участки.

Качество асфальтогранулобетонного покрытия (при восстановлении дорожных покрытий способом горячей регенерации) определяют по одному образцу-керну на каждые 500 м или трем образцам-кернам на каждые 1000 м.

При устройстве дорожных оснований из чернощебеночных и органоминеральных смесей контроль работ осуществляется путем отбора кернов через сутки после устройства слоя. С каждых 7000 м2 отбирают 3 пробы. Качество готового слоя дорожного основания из черного щебня и органоминеральных смесей оценивают по физико-механическим показателям кернов, отбираемых через месяц после устройства слоя из расчета 2 пробы на 1 км.

При устройстве дорожного основания из асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки) качество уложенного слоя оценивают по результатам испытаний кернов, которые отбирают через 14 суток после укладки слоя в количестве не менее трех на 1000 м.

Отбор кернов осуществляется специальным оборудованием — ручным или прицепным керноотборником. Последовательность операций при отборе керна керноотборником следующая:

  1. Керноотборник подводят к намеченному участку покрытия, закрепляют коронку и запускают двигатель.
  2. Коронку керноотборника опускают на поверхность покрытия и начинают бурение. Для охлаждения коронки и покрытия, к месту бурения (под коронку) непрерывно подают воду.
  3. Постепенно заглубляют буровую колонку в покрытие.
  4. Отведят керноотборник в сторону после окончания бурения.
  5. Извлекают высверленный керн из покрытия специальными щипцами.

После извлечения керна его маркируют, упаковывают и составляют акт отбора проб. В акте отбора проб указывается:

  • дата отбора пробы;
  • обозначение и порядковый номер пробы;
  • вид асфальтобетона;
  • тип асфальтобетона;
  • марка асфальтобетона;
  • подписи ответственного за отбор пробы лица и лица с контролируемой стороны.

Упаковку и маркировку отобранных проб асфальтобетонных смесей осуществляют таким образом, чтобы до проведения испытаний или при хранении обеспечить сохранность свойств материала.

После извлечения керна может определяться сцепление между конструктивными слоями. Сцепление считают удовлетворительным, если при извлечении пробы из покрытия она сохраняет монолитность и не разделяется на части в местах контактных поверхностей при ударе молотком массой 1 кг. Керн укладывают на дорожное покрытие, так чтобы вертикальная ось керна была параллельна поверхности покрытия. Удар молотком наносится в месте контакта поверхностей конструктивных слоев. Толщину каждого слоя пробы и общую толщину каждой пробы измеряют с точностью до 1 мм с помощью штангенциркуля согласно ДСТУ ГОСТ 166:2009 или металлической линейки по ДСТУ ГОСТ 427:2009.

Лабораторные испытания керна

Перед началом лабораторных испытаний нижняя часть керна обязательно отпиливается. Это необходимо для того, чтобы удалить остатки битума на нижней поверхности образца, нанесенной розливом битума («подгрунтовкой»). Толщина отпиливания должна составлять 5–10 мм в зависимости от толщины и текстуры нижней части вырубки.

Также перед испытанием керны высушивают до постоянной массы при температуре не более 50 °С. Каждое последующее взвешивание проводят после высушивания в течение не менее 1 часа и охлаждения при комнатной температуре не менее 30 минут. Масса образца определяется взвешиванием на весах.

В результате лабораторных исследований керна определяют:

  • толщину уплотненного слоя дорожного покрытия и/или дорожного основания;
  • среднюю плотность асфальтобетона;
  • прочность при расколе;
  • степень сцепления между слоями.

После проведения основных испытаний керны могут переформовываться. Переформованием керна называется его разогревание на песчаной бане или в термошкафу, последующее измельчение ложкой или шпателем и повторное создание образца цилиндрической формы.

Путем исследования переформованных кернов определяются следующие показатели:

  • зерновой состава минеральной части смеси (методом выжигания вяжущего);
  • предел прочности при сжатии при температуре 20 °С и 50 °С;
  • прочность на растяжение (требуется для прогнозирования устойчивости асфальтированного покрытия к появлению усталостных и температурных трещин);
  • водостойкость;
  • водонасыщение;
  • коэффициент уплотнения смеси (определяется как отношение средней плотности керна к средней плотности переформованного образца).

Следует иметь в виду, что доверительная вероятность оценки показателей свойств асфальтобетона определяемых по переформованным из керна образцам значительно ниже, чем по образцам, изготовленным из смесей, в связи с чем результаты испытания переформованных образцов не могут дать объективной оценки, которая могла бы служить браковочным признаком. В связи с этим, количество кернов, отбираемых из асфальтированного покрытия, и количество повторных испытаний, для каждого конкретного случая следует рассматривать отдельно, при этом для обоснования брака следует привлекать методы статистики.

Касаемо оценки зернового состава минеральной части асфальтобетонных смесей по результатам испытания кернов, то результаты его нельзя считать достаточно достоверными по ряду причин. Во-первых, при транспортировке смеси, а также при ее укладке наблюдается сегрегация щебня, а отсюда и определенная неоднородность распределения его в уложенном слое. Для получения достоверных данных, позволяющих с высокой степенью вероятности оценить состав уложенной асфальтобетонной смеси, необходимо отобрать образцы из покрытия в количестве, необходимом для статистической оценки.

Во-вторых, при уплотнении покрытия щебень может дробиться. И в-третьих, при отборе образцов керноотборником происходит измельчение щебня в зоне опиленных граней. В зависимости от ряда причин, таких как тип смеси, размер кернов и т. п., содержание щебня в кернах может быть до 20 % ниже, чем содержание щебня в самой асфальтобетонной смеси, которая применялась при асфальтировании.

Ровное и прочное асфальтовое покрытие – мечта любого автолюбителя, ведь качественно сделанные дороги позволяют сэкономить на ремонте автомобиля, повысить комфорт передвижения и снизить риск аварийных ситуаций. От чего зависит качество асфальта?

Здесь играет роль сразу несколько факторов. Во-первых, качество самой асфальтовой смеси. Как известно, она состоит из битума, щебня и минерального наполнителя. Хороший асфальт – это тот, где верно выдержаны пропорции этих трёх компонентов. Убедиться в качестве готовой смеси можно, обратившись в лабораторию дорожно-строительных материалов. Там можно получить экспертное заключение и марку для готовой асфальтовой смеси.

Второй важный фактор – соблюдение условий и технологии укладки покрытия. Традиционным горячим методом асфальт укладывают при температуре воздуха не ниже 10 градусов. Если пренебречь этим правилом, готовое покрытие, даже при использовании марок асфальта с высокой прочностью, не будет отвечать заявленным изготовителем характеристикам. При холодном методе укладки покрытие получается более прочным и долговечным, однако этот метод пока не сильно распространён в РФ из-за более высокой стоимости.

Не стоит забывать и о том, что при перевозке готовой смеси также необходимо соблюдать температурный режим. Для этого компании, занимающейся укладкой асфальта необходимо иметь специальную технику, которая позволит доставить на место укладки готовую смесь необходимой температуры (если используется метод горячей укладки).

Как определить качество уже нанесённого дорожного покрытия? Сделать это можно, даже не имея никакого специального оборудования.

Асфальтовое покрытие: гост, ремонт, технология укладки

Качественное асфальтовое покрытие отличается тем, что:

  • Имеет ровную поверхность. В народе выражаются «как масло»;
  • Слегка пружинит под ногами;
  • Хорошо держит нанесённую на него разметку.

Если же необходима экспертная оценка качества покрытия, всегда можно обратиться к специалистам, которые организуют передвижную дорожную лабораторию, проведут забор проб и их исследование, после чего вы получите развёрнутый отчёт о прочности, качестве и морозостойкости готового покрытия.

Если вы являетесь изготовителем асфальтовых смесей, вам особенно важно поддерживать качество готовой продукции на высоком уровне. Для этого важно обеспечить контроль качества материалов для изготовления асфальта, пооперационный контроль в процессе изготовления и периодическую экспертизу асфальта, которую следует доверить аттестованной испытательной лаборатории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *